Стр 6

Стр 6

Функциональная схема системы СТР6-2

Состав и основные технические данные системы СТР6-2

Система топливомерно-расходомерная СТР6-2

КОМБИНИРОВАННЫЕ ТОПЛИВОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Эти системы строится по принципу комбинирования автономно рабо­тающих топливомеров, расходомеров и автоматических систем управления заправкой и выработкой топлива из баков.

На современных ЛА устанавливаются следующие комбинированные топливоизмерительные системы: СТР — системы топливомерно-расходомерные; ТРВ — топливомеры-расходомеры весовые — это манометрические топливомеры, основанные на измерении давления (веса) столба жидкости с по­мощью манометра; СЭТС — суммирующие электроемкостные топливомеры с сигнализацией о критическом остатке топлива; РТМС — расходомеры топли­ва мгновенно-суммирующие.

На самолетах-истребителях нашли применение суммирующие расхо­домеры топлива, которые работают совместно с сигнализаторами критиче­ского остатка топлива и системами автоматического управления заправкой и выработкой топлива.

 

 

На самолете МИГ-29 установлена система топливомерно-расходомерная СТР6-2. Данная система предназначена для: дистанционного измерения и индикации массового запаса топлива в кг во всех баках самолета с помощью расходомерной части системы; измерения запаса топлива в фюзеляжных ба­ках самолета с помощью топливомерной части системы; вычисления и инди­кации располагаемой дальности полета (в км) па текущих и оптимальных (расчетных) режимах работы двигателей и полета самолета; сигнализации окончания выработки топлива из баков самолета; выдачи информации о за­пасе топлива и в контрольно-записывающую аппаратуру (КЗА), подсистемное автоматизированное средство контроля (ПАК), самолетный ответчик СО-69, в САУ и систему регистрации Тестер-УЗ серии Л; выдачи информации о резервном остатке топлива (550 кг) в речевой информатор РИ, блок аварий­ных и предупреждающих сигналов (БАПС), в «Тестер»; выдачи информации о невыработке топлива из подвесного топливного бака (ПТБ) в РИ, систему «Экран»; контроля и управления централизованной заправкой топлива в баки самолета (на земле); контроля и управления автоматизированной выставкой заправленного количества топлива (на земле); контроля за уровнем масла ле­вого и правого двигателей и коробки самолетных агрегатов (КСА), а также уровнем гидросмеси в бустерной и общей гидросистемах.

 

 

В комплект системы входят (рис. 5.1.): 1 — рама монтажная РШ с бло­ком преобразования и вычисления БПВ1-3; 2 — датчики сигнализаторы на магнитоуправляемых контактах типа ДСМК-10 — 10 штук; 3 — датчики топливомера ДТ36А — 3 штуки; 4 — датчики расхода топлива суммирующие ДРТС30 — 2 штуки; 5 — пульт контроля и управления централизованной заправкой объ­екта топливом ПКУ301-2; 6 — пульт встроенного контроля и управления сис­темой ПКУ6-3; 7 — приемники температуры П-77 — 3 штуки; 8 — индикатор системы топливомерно-расходомерной ИСТР4-2.


Первичными преобразователями системы (рис. 5.2.) являются датчики ДРТС30, ДТ36А, ДСМК-10 и термоприемники, сигналы от которых подаются на вторичные преобразователи — блок БВШ-3 и пульты ПКУ6-3; ПКУ301-2.

Датчик ДРТС30 предназначен для преобразования скорости потока то­плива, протекающего через датчик, в частоту электрических импульсов, про­порциональных объемной скорости потока.

Датчики топливомера ДТ36А предназначены для преобразования уров­ня топлива в электрическую емкость датчика.

Датчики ДСМК-10 предназначены для преобразования уровня топлива в дискретный электрический сигнал при помощи управляемых контактов.

Термоприемники П-77 предназначены для преобразования температу­ры топлива в электрическое сопротивление.

Блок БПВ1-3 служит для преобразования сигналов от датчиков ДРТС30, ДСМК-10 и термоприемников и для формирования информации о запасе то­плива, резервном остатке топлива, невыработке ПТБ, располагаемой дально­сти полета, состоянии топливоизмерительной системы и выдачи этой ин­формации на индикатор ИСТР4-2, пульт Г1КУ6-3 и смежные бортовые систе­мы. Блок БПВ1-3 представляет собой аналого-цифровой преобразователь, выполненный на интегральных микросхемах.

Пульт ПКУ6-3 предназначен для проведения встроенного контроля и управления системой в процессе оперативных форм технического обслужи­вания, для преобразования сигналов отдатчиков ДТ36А и термоприемника и формирования информации о запасе топлива в фюзеляжных баках самолета и выдачи ее в блок БПВ1-3 и индикатор ИСТР4-2, а также для хранения ин­формации о запасе топлива по расходомерной части системы и выдачи ее в блок БПВ1-3 и индикатор системы ИСТР4-2.

 

Рис. 5.1. Комплект системы топливомерно-расходомерной СТР6-2

 

Пульт ПКУ301-2 предназначен для контроля и управления централизо­ванной заправкой самолета топливом, для контроля уровня масла в баках ле­вого и правого двигателей и в КСА и для контроля уровня гидросмеси в ба­ках общей и бустерной гидросистемы.

Индикатор системы топливомерно-расходомерной ИСТР4-2 предна­значен для индикации запаса топлива и располагаемой дальности полета, сигнализации выработки топлива из баков и выдачи информации о запасе топлива и располагаемой дальности в смежные системы.

Основные технические данные СТР6-2:

Основные параметры Значения параметров
Высота полета 25 000 м
Температура окружающего воздуха от -60 до +60ºС
Питание от сети: постоянного тока напряжением переменного тока напряжением, частотой 27 В 115В, 400Гц
Мощность, потребляемая СТР: по постоянному току по переменному току не более 50 Вт не более 180ВА
Погрешность измерения запаса топлива от конечного значения шкалы индикатора ИСТР4-2 (5500 кг): до расходного бака в расходном баке не более ±3,5 % не более ±2,0 %
Погрешность вычисления располагаемой дальности полета не более ±3,0 %
Погрешность выдачи сигнала резервного остатка топлива не более 80 кг
Погрешность автоматизированной выставке запаса топлива по вариантам заправки от конечного значения шкалы индикатора ИСТР4-2 не более ±2,0 %
Погрешность выдачи информации в смежные системы о запасе топлива, от конечного значения шкалы индикатора ИСТР4-2: до расходного бака в расходном баке не более ±4,0 % не более ±3,0 %

Более подробно с работой системы познакомимся по функциональ­ной схеме (рис. 5.3.).

 

 

Система СТР6-2 представляет собой автоматический комплекс, со­стоящий из 4-х частей: расходомерной, топливомерной, автоматической и вычисления располагаемой дальности.

Расходомерная часть системы предназначена для измерения суммарного Q запаса топлива с учетом топлива, возвращаемого по магистралям перепуска и мгновенного массового расхода топлива. Состоит из датчиков ДРТСЗО, термоприемника, блока БПВ1-3, пульта ПКУ6-3 и индикатора ИСТР4-2.

Принцип измерения суммарного расхода состоит в суммировании им­пульсов, поступающих от датчиков ДРТС30 с частотой, пропорциональной мгновенному объемному расходу, с расчетной плотностью 0,7 г/см и им­пульсов поправки на плотность топлива, формируемых аналого-цифровым преобразователем по сигналам от термоприемника и задатчика марки топли­ва.

Аналого-цифровой преобразователь формирует на каждые 194 л про­шедшего топлива импульсы поправки, количество которых пропорционально фактической и расчетной плотности топлива. Суммирование импульсов производится электромеханическим сумматором (шаговым двигателем). Вал шагового двигателя, кинематически связанный с индексом шкалы, списывает показания запаса топлива.

Принцип измерения мгновенного расхода состоит в подсчете количест­ва импульсов от датчиков ДРТСЗО за калиброванные интервалы времени и преобразовании сто с учетом информации о плотности топлива в аналоговую величину, пропорциональную мгновенному массовому расходу.

Топливомерная часть системы предназначена для измерения запаса топ­лива в фюзеляжных баках самолета; автоматизированной выставки индекса ин­дикатора ИСТР4-2 на заправленное количество топлива; формирования сигнала о резервном остатке топлива; коррекции показаний расходомерной части. Дан­ная часть системы состоит из датчиков топливомера ДТ36А, термоприемника и пульта встроенного контроля и управления системой ПКУ6-3. Принцип дей­ствия топливомерной части состоит в измерении с помощью самоуравновешивающегося моста переменного тока электрической емкости датчиков ДТ36А, пропорциональной массе залитого топлива, с учетом компенсации методиче­ской погрешности, обусловленной измерением температуры и марки топлива. Компенсация методической погрешности производится с помощью термоприемника и задатчика марки топлива. Информация о запасе топлива от топливомерной части (QТ)снимается сдвижка потенциометра отработки, механически связанного с валом двигателя уравновешивания.

 

Рис. 5.2. Структурная схема системы СЛТ6-2

 

Автоматическая часть системы предназначена для выдачи сигналов выработки топлива из баков, формирования и выдачи сигнала «Проверь за­пас топлива», формирования и выдачи сигнала «Выработ. подвесн. бака нет», автоматизированной выставки и коррекции показаний расходомерной части, контроля за уровнем масла и гидросмеси, вызова информации от топливомерной части на шкалу запаса индикатора ИСТР4-2, контроля и управления централизованной заправкой, проведения встроенного контроля при опера­тивных формах технического обслуживания.

Автоматическая часть состоит из датчиков ДСМК-10, термоприемника, блока БП В1-3, пульта ПКУ6-3 и индикатора ИСТР4-2. Принцип действия ав­томатической части состоит в преобразовании дискретных и аналоговых сиг­налов в сигналы индикации, управления и контроля.

Вычислитель располагаемой дальности полета предназначен для вы­числения и индикации располагаемой дальности полета по информации о запасе топлива, а также скорости полета самолета как на расчетных, так и на текущих режимах.

 

Рис 5.3. Функциональная схема системы СТР6-2

 

Вычислитель располагаемой дальности представляет собой потенциометрическое счетно-решающее устройство, работающее в следящем режиме и реализующее уравнение:

(5.1)

где: Q — текущий запас топлива па борту самолета, кг; V — воздушная ско­рость самолета, км/ч; qm— текущий мгновенный расход топлива, кг/ч; D — располагаемая дальность полета, км.

Вал исполнительного двигателя, перемещающий движок решающего потенциометра, механически связан с 3-х разрядным отсчетным устройством располагаемой дальности индикатора ИСТР4-2.

Расходомерная и топливомерная части системы образуют канал изме­рения запаса топлива. Основным источником информации о запасе топлива является расходомерная часть системы, так как се показания не зависят от эволюции и ускорения самолета.

Информация о запасе топлива от топливомерной части системы явля­ется дублирующей и постоянно выдается в расходомерную и автоматиче­скую части системы. Расходомерная часть системы позволяет отрабатывать показания от топливной части системы на шкалу запаса по сигналу слежения от автоматической части системы посредством перевода шагового двигателя из режима суммирования в режим слежения. Такой перевод происходит при автоматизированной выставке.

Информация о запасе топлива от расходомерной и топливомерной час­тей используется в автоматической части для формирования сигналов со­стояния топливоизмерительной системы, сигнала резервного остатка топли­ва, управления автоматизированной выставкой.

На шкалу запаса топлива вызывается информация от расходомерной и топливомерной частей переключателем «Т-Р» па индикаторе ИСТР4-2 и следящей системы. Перевод вычислителя располагаемой дальности с рас­четных режимов полета на текущие и обратно производится переключате­лем «Опт-Тек» на ИCTP4-2.

 

 

Элементы управления и контроля системой расположены па индикато­ре ИСТР4-2 (установлен справа на приборной доске в кабине летчика) и пе­редних панелях пультов ПКУ6-3 (установлен в кабине слева за креслом лет­чика) и ПКУ301-2 (установлен в нише левой опоры шасси).

На передней панели индикатора ИСТР4-2 расположены: а) переключа­тель «Т-Р», предназначенный для вызова информации о запасе топлива от топливомерной или расходомерной частей; б) переключатель «Тек-Опт»,

предназначенный для вызова информации о располагаемой дальности па те­кущих или расчетных режимах полета; в) светоиндикаторы желтого цвета, загорание которых сигнализирует о выработке топлива из подвесного бака «П» крыльевых баков «Кр.», баков № 3 и № 1 соответственно.

Индикатор ИСТР4-2 имеет: а) шкалу запаса топлива (конечное значе­ние 5500 кг) цена деления 100 кг; б) числовые отметки шкалы от 0 до 5000 кг через 500 кг; в) счетчик располагаемой дальности имеет число разрядов 3, цена младшего разряда 10 км; г) светоиндикаторы: «П», «Кр.», «3», «1» жел­того цвета, загорание которых сигнализирует о выработке топлива из под­весного бака, крыльевых баков № 3 и № 1 соответственно.

Пульт встроенного контроля и управления системой ПКУ6-3. Располо­жение элементов управления и контроля данного пульта рассмотрим на при­мере передней панели пульта ПКУ6-4 (рис. 5.4.), который имеет дополни­тельный переключатель «ТОПЛ.ВОЗВР.», отсутствующий на пульте ПКУ6-3.

Итак, на передней панели пульта расположены: переключатель «РТ, ТС-1, Т-1» для установки марки залитого в баки топлива; переключатель «ТОПЛ.ВОЗВР.» для установки значения топлива, необходимого на возврат (на ПКУ6-3 — отсутствует ); кнопка «АВТ.» для автоматизированной выстав­ки индекса индикатора системы на количество топлива, залитого в баки; светодиод «АВТ.» для контроля исправности и готовности устройства автомати­зированной выставки; кремальера «РУЧН.» для ручной выставки индекса на произвольную отметку шкалы индикатора (при положении «Р» переключате­ля «Т-Р» на индикаторе); кнопка «КОНТРОЛЬ Т(А)» для наземного контроля топливомерной и автоматической частей системы; кнопка «КОНТРОЛЬ Р(Д)» для наземного контроля расходомерной части системы и вычислителя располагаемой дальности полета; с вето диод «П77» для контроля исправно­сти цепи термоприемника расходомерной части системы.

 

Рис. 5.4. Передняя панель пульта Г1КУ6-4

 

Пульт контроля и управления централизованной заправкой объекта топливом ПКУ301-2 представлен на рис. 5.5.

Рис. 5.5. Передняя панель пульта ПКУ301-2

 

На передней панели пульта ПКУ301-2 расположены: переключатель для установки вариантов заправки; кнопка и световое табло «ПРЕКР. ЗАПРАВ.» длявыдачи управляющих сигналов на агрегаты заправки; тумблер «ПИТАН.» для включения питания ПКУ301-2; кнопка «КОНТРОЛЬ ЛАМП» для проверки исправности ламп сигнализаторов пульта; световое табло «ЗАПРАВКА ОКОНЧЕНА» для сигнализации окончания заправки; световое табло «Н» (норма) зеленого цвета, которое включается при уровнях масла в баках, равных уровням (выше уровней), разрешающим эксплуатацию левого и правого двигателей и коробки самолетных агрегатов; световые табло крас­ного цвета «ЛЕВ. ДВ.», «ПР. ДВ.», «КСА», которые включаются при уровнях масла в баках ниже уровней, разрешающих эксплуатацию левого и правого двигателей и коробки самолетных агрегатов соответственно; два табло желто­го цвета, которые включаются при уровнях гидросмеси выше нормы в баках бустерной («БУСТ.») и общей («ОБЩ.») гидросистем соответственно; два табло красного цвета, которые включаются при уровнях гидросмеси ниже нормы в баках бустерной («БУСТ.») и общей («ОБЩ.») гидросистем соответственно; два табло «H» (норма) зеленого цвета, которые включаются при уров­нях гидросмеси в баках бустерной («БУСТ.») и общей («ОБЩ.») гидросистем, разрешающих эксплуатацию объекта.

 



Source: studopedia.su


Добавить комментарий